пятница, 19 декабря 2008 г.

Анкетирование по проблеме. Респонденты - учителя.

Исследование по речи учителей (ссылка на документ)
(
Выводы по таблице

I. Проанализировав неформальное общение (очное) учителей, мы пришли к следующим выводам:

1. Учителя тоже используют жаргон, но в гораздо меньшем масштабе, чем ученики. Если принять за 100 % количество жаргонизмов, употребляемых школьниками, то «словарь жаргонов» учителей составит от него 20 %.

2. 80 % не вошедших в обиход учителей жаргонизмов, которые были взяты на вооружения школьниками, из уголовного жаргона и жаргона наркоманов.

3. Жаргонизмы, входящие в речь учителей, полностью совпадают с жаргонизмами школьников: борзеть, зашиваться, замётано, телик, трёп, тормозить, шифроваться и др.

4. Некоторые жаргонизмы имеют разные лексические оттенки в устах учеников и учителей: базар – у учеников любой разговор, базар у учителей – нарушение дисциплины, отсутствие рабочей
обстановки в классе. Балдёж (ученики) – удовольствие; балдёж (учителя) – чаще всего отдых, «ничегонеделанье».

II. Изучив лексическое своеобразие неформального общения учителей в сети, представляем следующие выводы:

1. Учителя употребляют слова
· «компьютерной тематики», чаще всего это неформальное название компьютера – комп
· действий по работе на компьютере и копированию информации – кликнуть, зажарить, скинуть, отправить по имэйлу
· название должностей: админ, сисадмин, поисковых систем и программ – аська, бродилка, искалка.
· Следует отметить, что некоторые слова компьютерного сленга являются у учеников и учителей омонимами: например: бродилка (ученич.) – компьютерная игра. Бродилка (учит.) – броузер.

2. Выявлено, что учителя знают «язык падонкафф» намного хуже своих учеников:
· Из всей палитры сленговых слов интернета учителя употребляют только нейтральные, да и то пишут их правильно: коммент, рецка.
· Учителя более корректны в своих оценках и комментариях. Вместо резко контрастных оценок учеников они употребляют английскую аббревиатуру ИМХО (in my humble opinion – IMHO) точный перевод с англ. «по моему скромному мнению», высказывая личное мнение, не претендующее на истину.
· Учителей больше раздражает реклама на сайтах, в их арсенале 2 слова, обозначающих это явление (баннер и спам). В анкетах учеников нет ни одного.
III. Язык СМИ (телевидение и радио)
В языке СМИ учителя выделяют следующий словесный мусор:
· Неоправданное использование многочисленных иностранных слов: импичмент, масс-медиа, электорат, киднеппинг, консенсус и др.
· Множество речевых штампов и клише: в деле повышения мастерства, чёрное золото, голубые каски ООН, миротворцы, меры принуждения и др.
· Засилье низкой лексики, жаргонизмов и просто безграмотных словесных конструкций: кошмарить бизнес, мочить в сортире, бандитские разборки, волнительно, звезда в шоке, благодаря того, о пятьсот двадцать первой…и т.д.

IV. Проанализировав лексику, используемую учителями в образовательной среде, мы пришли к следующим выводам:
· В образовательной среде совпадает 20 % лексики, употребляемой и учителями, и учениками. Это слова, определяющие моменты учебного процесса (чаще всего отрицательные): сколоться, заколоть, срезать (ся), засыпаться, кол.
· В речи учителей много арготических слов и выражений, относящихся к их профессиональной деятельности: окно, нагрузка, надомник, простыня, ЗУНы, СОУ и т.д.
· В учительском лексиконе много речевых штампов и канцелярской лексики: процент успеваемости, процент качества общественно-полезный труд, поставить на вид, поставить вопрос о…, нарушать дисциплину, неудовлетворительное поведение, вести борьбу за…, провести работу, личностно-ориентированное обучение, мероприятие, надлежит оказать помощь, нацелить внимание на…, работа по разъяснению, мы имеем на сегодняшний день, рассмотреть под углом зрения, поставить во главу угла, повышение уровня педагогической компетенции.

1 комментарий:

  1. Прочитав исследование речи учителей, честно говоря, себя не узнала, как не узнала ни одного своего коллеги: мы и некоторых "словов" таких не слышали. Наверное, дети исследовали речь либо "продвинутых" учителей, либо молодых. Ребята молодцы, так всё хорошо, по - научному изложили. Курсовые и дипломные им будут нипочём.

    ОтветитьУдалить